Studiya-strizhek-salon.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Костюмы Коко Шанель для фильма «В прошлом году в Мариенбаде»

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Видео

  • Все (2441)

Музыка

  • Все (7)

Рубрики

  • видео (6736)
  • Гении и злодеи (163)
  • Документальное расследование. (112)
  • Хроники московского быта (83)
  • Сделано в СССР (77)
  • НЕФАКТ (57)
  • Тайны разведки с Екатериной Шерговой. (55)
  • сказки с оркестром (51)
  • Совершенно секретно. (45)
  • ПАРФЕНОН (45)
  • Тайны века (35)
  • «Борджиа» (32)
  • Из истории театра и кино. Великие актрисы (24)
  • Диссидентское движение в рассказах участников (22)
  • КАК ЭТО СДЕЛАНО (19)
  • «Хождение по мукам» (13)
  • Династия Романовых (12)
  • Острые козырьки (12)
  • Отчаянные дегустаторы отправляются. (11)
  • Легенды СССР (11)
  • «Благочестивые стервы» (10)
  • «Крик совы» (10)
  • «Белая королева» (10)
  • «Четыре танкиста и собака» (9)
  • «Бриджертоны» (8)
  • Алла Демидова — театральное зазеркалье (8)
  • «Пётр Лещенко. Все,что было» (8)
  • НЕ ЖАЛЕЙТЕ ЗАВАРКИ & КИНО (7)
  • кашемировая мафия (7)
  • Гордость и предубеждение (6)
  • «Миллениум» (6)
  • «Гордость и предубеждение» (5)
  • Багровый лепесток и белый (4)
  • «Крошка Доррит» (4)
  • История в кадре (4)
  • «Милдред Пирс» (4)
  • «Дес» (3)
  • «Мастер побега» (3)
  • «Жизнь Берлиоза» (3)
  • Конец парада (3)
  • «Отчаянные домохозяйки» (3)
  • «Сказки и истории» (2)
  • «Антропология» (2)
  • Наша марка (1)
  • искусство (2795)
  • живопись (2111)
  • Любимые артисты нашей юности (96)
  • графика (39)
  • лики танца (24)
  • лики танца (12)
  • ЛИКБЕЗ В ЖИВОПИСИ (5)
  • Японский антиквариат и искусство (5)
  • история (1445)
  • История моды (28)
  • Женщины в XX веке (10)
  • ТОП 5 – Diletant.Media (9)
  • музыка (1198)
  • музыка на ночь (274)
  • Лучшие песни 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х, 9 (60)
  • музыкальная ретро-пауза (37)
  • ансамбль моей юности (18)
  • 20 ЗАБЫТЫХ РОССИЙСКИХ ЗВЕЗД 90-Х (17)
  • РОССИЙСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ 60-Х -90-х (9)
  • 100 ЛУЧШИХ ГОЛОСОВ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ (5)
  • Новые клипы в музыкальной паузе (5)
  • АВТОРСКИЕ ПЕСНИ (1)
  • разное (1185)
  • кулинария (943)
  • кулинарный атлас мира (24)
  • Кулинарный комментарий (5)
  • новости (888)
  • интересно (862)
  • юмор (629)
  • фотоподборки (459)
  • жзл (375)
  • Знаменитые женщины (227)
  • великие композиторы (18)
  • здоровье (351)
  • ВРЕД И ПОЛЬЗА ПРОДУКТОВ (36)
  • биографии и интервью (339)
  • Портрет на двоих (82)
  • интересные факты (328)
  • ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА (14)
  • креатив (258)
  • пролог к празднику (207)
  • поэзия (168)
  • странные люди (157)
  • ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ (153)
  • интересные мысли (150)
  • познавательное (140)
  • Люди и судьбы (137)
  • музыкальный ликбез (66)
  • нарочно не придумаешь (66)
  • Гебрариум (словарь еврейских штучек) (64)
  • спорт (60)
  • история секса (44)
  • цитатник (42)
  • «Не жалейте заварки» с Романом Гершуни (28)
  • ссылки (23)
  • МУЗЫКА (АУДИО) (15)
  • Звёзды советской эстрады 60-70- 80-х годов (14)
  • Перпетуум-Шмобиле (13)
  • приколы (12)
  • Секс-символы XX века (9)
  • мой город (7)
  • САМЫЕ ОПАСНЫЕ ГОРОДА МИРА (6)
  • аудио (4)
  • синдромы (3)

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Друзья

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (599)

Сообщества

Статистика

История любви. Жанна Моро и Пьер Карден

Позднее популярный кинокритик Жинетта Венсандо напишет: «… в то время как Брижит Бардо символизировала чувственность, а Катрин Денёв — элегантность, Жанна Моро воплотила в кино идеал интеллектуальной женственности…».

Он был подающим надежды кутюрье, успевшим уже заявить о себе авангардными и даже скандальными, по мнению чопорного французского высшего общества, поступками. Он был «провокатором в моде, а это, знаете ли, будоражит ум и эмоции»: первый в истории моды показ прет-а-порте с дефиле прямо в помещении магазина, а не на престижном подиуме; предложение абстрактного геометрического дизайна в одежде и стиля «унисекс»; отход от традиционного представления моды, как искусства одевания женщин, и первая коллекция мужской одежды. Пьер Карден был одним из первых кутюрье, кто предложил мужчинам одежду всех цветов. Для того времени несомненно смелое решение — настоящая революция в мире моды!

Ей для съёмок в психологической драме «Ева» Джозефа Лоузи понадобилось платье. Платье такое же необычное и роковое, как и у героини фильма «В прошлом году в Мариенбаде». Платье от Chanel. Она решила обратиться к Коко Шанель за советом. Но в начале лета после сезонного показа модный дом Chanel закрылся на каникулы. Увидев на лице Жанны отчаянье, Коко успокоила её: «Не огорчайтесь, моя дорогая, я направлю вас к одному очень хорошему кутюрье, который хотя и молод, но подаёт большие надежды. Его имя Пьер Карден».

Так они встретились. Рассматривая уже готовую коллекцию, она прониклась симпатией к его мастерству и почувствовала, что влюбилась. «Можете себе представить, как забилось моё сердце, — вспоминала Жанна, — он стоял на пороге своего кабинета. Изящный, деликатный. У него были тёмные глаза, тонкие черты лица, кожа с оттенком оливы… Особенно мне понравились его руки. Это были руки артиста». И это была страсть и любовь с первого взгляда. И те же чувства возникли у него, когда глаза их встретились.

Он был потрясён, осознав, что его посетила «сама Моро» — умная, возвышенная, чувственная женщина: «Увидев её вот так близко, я впервые в жизни почувствовал физическое притяжение. И это чувство перевернуло мою душу. Она была просто сногсшибательна. Я желал эту женщину. И был, наверное, не одинок… Потому что после фильма “Любовники”, поверьте, эту женщину желала большая часть мужчин Франции…»

Чтобы «спрятать свою любовь от посторонних глаз», им приходилось встречаться подальше от восторженных парижских поклонников. Она стала следовать за ним повсюду. Узнав, что он вылетает на театральный шекспировский фестиваль в Стратфорд-на-Эйвоне, она забронировала все места на ближайшие рейсы и ждала, когда он появится в аэропорту. Он появился в зале регистрации… с зонтиком и был приятно удивлён. Затем она сделала всё возможное, чтобы поселиться с ним в одном отеле в соседнем номере, и даже не распаковав вещи, тут же вышла в коридор и без колебаний постучала в его номер. Дверь сразу распахнулась, будто он только этого и ждал.

Потом были Венеция, Палермо, Пиза — места его детства. Она была всегда свободна в своих мыслях и поступках, но в этот момент ей хотелось смотреть на мир его глазами: «Он показал мне Италию такой, какой мог видеть её только он, благодаря своей утончённой натуре. Мы любовались темнеющей водой канала, проплывая в гондоле, которая причаливала прямо к отелю “Даниэль”. Разве можно забыть эти венецианские ночи? Эту луну над лагуной?». Скрываясь от постоянного внимания журналистов, они объехали полмира. Они наслаждались своей любовью и возможностью быть рядом.

Но у каждого была своя работа, свой образ жизни. Создавая эскизы будущих коллекций, он мог часами не выходить из кабинета. Ей тоже приходилось постоянно уезжать на съёмки. В эти годы её снимали особенно часто. Чтобы быть вместе, необходимо было искать какие-то компромиссы. Во многих фильмах с её участием он был художником по костюмам. Не раз приезжал к ней на съёмочную площадку и, не вмешиваясь в рабочий процесс, тихо сидел в сторонке, любуясь её игрой. А она была счастлива, что сам Пьер Карден занимался её гардеробом, и вдохновляла его на новые авангардные проекты.

Известные актрисы, которых одевала сама великая Коко Шанель

Маленькой Коко было всего двенадцать, когда братья Люмьер провели свой первый киносеанс, совершив революцию в искусстве. Для мировой культуры это означало новаторство, и стремление к сотрудничеству с величайшими режиссерами и актрисами стало той заветной ступенькой, поднявшись на которую можно было закрепить свой успех. Роми Шнайдер, Джейн Фонда, Катрин Денев, Анни Жирардо, Бриджит Бордо — вот неполный список поклонниц великой Мадемуазель.

Голливуд — успех или провал?

Сэмюэл Голдвин
Понятно, что мировой славы не добиться без участия в голливудских проектах. Однако одному из самых влиятельных персон Голливуда Сэмюэлу Голдвину пришлось почти три года уговаривать знаменитую парижанку «оставить свой след в кинематографе». В конце концов контракт на сумму 1 миллион долларов был заключен. Согласно его условиям, кутюрье должна была помимо создания нарядов для фильмов киностудии United Artists заняться реорганизацией отдела костюмов фирмы, предсказывая модные тенденции минимум на полгода вперед.

Голдвин желал, чтобы американские модницы одевались в новинки одновременно с их парижскими подругами, а порой и даже раньше. Эта совместная работа должна была стать для студии United Artists отличной рекламой, так как женская половина увеличила бы кассовые сборы в своем стремлении узнавать новейшие веяния моды. Габриэль Шанель обязана была посещать студию минимум дважды в год, для нее была оборудована специальная творческая студия и предполагалось, что создавать она будет не только сценические костюмы, но и одевать актеров в повседневной жизни. Однако жесткие рамки не понравились своенравной женщине. Она смогла выдержать лишь две недели, а затем сбежала в Париж, чтобы творить костюмы для кино там. Ей удалось поработать всего над тремя фильмами.

Голливудские проекты

Глории Свэнсон
Ее первая полноценная голливудская работа — это картина Мервина ЛеРоя «Сегодня ночью или никогда». Главную роль доверили исполнить звезде немого кино Глории Свэнсон, которая уже смогла хорошо себя зарекомендовать и в фильмах со звуковой дорожкой. Ей предстояло сыграть оперную певицу, которая лучше всего исполняет свои партии будучи серьезно влюбленной. Комичная ситуация, наполненная эмоциями и юными красавцами, в конечном итоге заканчивается счастливо. Однако на съемочной площадке царила совсем не радужная атмосфера.

Капризная голливудская звезда в это время была в положении. Беременность серьезно осложняла работу костюмеров, так как перед каждой сценой приходилось вновь подгонять по фигуре наряды актрисы. Шанель это раздражало, да и Глория не прониклась к кутюрье теплыми дружескими чувствами. К тому же и Голдвин пострадал: журналисты посчитали приглашение французского дизайнера на работу в Голливуд не патриотичным, так как после окончания Первой Мировой войны Америка претендовала на главенствующую роль в мире моды. Шанель же не страшилась нападок прессы и продолжала работать. И создала потрясающее черное платье, рукава которого напоминали крылья бабочки.

Читать еще:  10 правил французского поцелуя. Как целоваться по-французски?

«Три девушки с Бродвея»
Следующим ее проектом стал фильм «Три девушки с Бродвея». Комедия с участием Ины Клер, Мэдж Эванс и Джоан Блонделл рассказывает историю девушек из кабаре, которые сняли в аренду роскошные номера с целью обольщать богатеньких мужчин. Этот сценарий впоследствии стал основой и для других голливудских картин, например, «Как выйти замуж за миллионера» с великолепной Мэрилин Монро. Коко Шанель создала более 30 образов, в которых появляются ее героини: это и изящные шляпки, и твидовые костюмы, где сочетаются пиджак, юбка-годе и блуза с бантом, и сексуальные платья-комбинации.

После трех кинолент Коко Шанель решила расторгнуть договор о сотрудничестве, и Сэмюэл Голдвин не стал этому препятствовать. Ведь причиной этому был отнюдь не своенравная личность Коко. Кинопродюсер был покорен ее творениями и впоследствии тепло отзывался об их сотрудничестве. Однако элегантная одежда француженки была слишком уж новаторской для роскошного стиля Голливуда 30-х годов. Гламурные дивы тех годов должны были божественно сексуально смотреть с экрана. Их наряды должны были будить мужские фантазии, а женщин заставлять завидовать и желать заполучить в свои руки такие же образцы.

Однако утонченный вкус Великой Мадемуазель не приемлил такой подход, она называла гламурную фабрику звезд «инфантильной» и «лишенной стиля». Можно ли назвать такую позицию провалом? И да, и нет. Впоследствии сотрудничество с киностудией переросло в работу над образами отдельных кинозвезд. И, возможно, именно такой подход был наиболее выигрышным для индивидуалистки и новатора Габриэль Шанель.

Возрождение королевы моды

«В прошлом году в Мариенбаде» (1961 год)
С началом Второй мировой войны, в 1939 году, Габриэль Шанель полностью сворачивает свой бизнес — закрываются ее модный дом в здании №31 по улице Камбон, а также все магазинчики. Тяжелое время знаменитая француженка проводит весьма неоднозначно — впоследствии ей припомнят связь с бароном Гансом Гюнтером фон Динклаге и шпионские игры. Лишь в 1954 году реабилитированной 71-летней Мадмуазель позволят возвратиться в мир высокой моды. Помня о рекламе как о главном двигателе торговли, Шанель заключает контракты с различными голливудскими студиями и одевает таких звезд, как Одри Хепберн и Элизабет Тейлор.

«Боккаччо 70»
Ее наряды появляются в фильмах «В прошлом году в Мариенбаде» (1961 год) — одна из интерпретаций знаменитого маленького черного платья «в исполнении» актрисы Дельфин Сейриг, в «Боккаччо 70» (1962 год) Роми Шнайдер снимается в изысканном белом наряде и в знаменитом твидовом костюме. К тому же и в повседневной жизни звезды кино невольно рекламируют модные творения знаменитой кутюрье. Так, в одном из интервью самая гламурная кинозвезда Мэрилин Монро, которая никогда и не была «лицом» модного дома, на вопрос журналиста о ее любимом ночном костюме для сна игриво заявила, что берет с собой в постель «конечно же, несколько капель Chanel №5». Бум на одежду от Шанель подхватывают и женщины высшего общества.

Грейс Келли
Для бывшей актрисы Грейс Келли статус жены князя Монако накладывает обязательство отказаться от голливудского гламура и выглядеть более чем скромно и презентабельно, поэтому костюмы французского модельера с их скромным обаянием подходят как никак лучше. Да и жена президента Америки Джекки Кеннеди запомнилась всему миру по розовому наряду, который так замечательно оттенял ее красоту. Универсальный буклированный пиджак с контрастной тесьмой стал эталоном шика и элегантности, в нем появляются на публике Жанна Моро, Анук Эме, Ани Жирардо и другие известные актрисы.

Жанна Моро
Удобные и элегантные наряды с минимумом декоративных деталей упрощают женщинам жизнь и при этом смотрятся стильно и оригинально. Как признавалась Катрин Денев, знаменитая модель сумки Chanel 2.55 появляется в ее гардеробе в разных интерпретациях до сих пор. Так что эпоха Chanel не прошла — новые звезды современного кино с удовольствием носят и рекламируют этот знаменитый Дом моды, вдыхая новую жизнь в его творения.

31 мая 2017

ВРЕМЯ, КОТОРОГО НЕТ

«В прошлом году в Мариенбаде». По фильму А. Рене.
Александринский театр.
Режиссер Дмитрий Волкострелов, художник Ксения Перетрухина.

У театра и кино общая морфология. Сюжеты их развиваются во времени и пространстве. О единстве и борьбе этих феноменов — новый спектакль Дмитрия Волкострелова. Главный его технический трюк уверенно ассоциируется с природой кино, которая предполагает возможность совмещения нескольких параллельных действий. Это освобождает кино от примата времени, позволяет автору фильма свободно управлять им. Значимую для театра попытку экстраполяции игры со временем, так легко дающейся кино, демонстрировала Ариан Мнушкин в спектакле «1789», где одновременно на одной сцене сосуществовали разные времена действия. Похожим образом организовано пространство спектакля Волкострелова, только квадратные площадки не возвышаются над толпой, как в спектакле работающей с площадной эстетикой Мнушкиной, а то утопают под сценой, то вырастают над ней.

В культовом фильме Алена Рене пространство включает в себя отель и сад, остальное — нюансы (удушливые коридоры, врущие зеркала, бесконечные лестницы и люди как обязательная часть композиции). Спектакль имеет дело с иной фактурой, сценическое пространство оформляется буквально из воздуха или из пустоты. Фильм зациклен на определенной головоломке и заставляет зрителя (в произвольной последовательности) наплевать на нее и наслаждаться картинкой или усиленно пытаться разгадать. Спектакль не фокусируется на одной загадке, для него существеннее демонстрация текстового «потока сознания», в котором в последнюю очередь хочется искать логику. В фильме среди обитателей гостиницы выделяются трое, в спектакле они умножаются на два. Форма одного искусства отнюдь не эмансипирует форму другого. В их отношениях можно обнаружить изящные параллели (например, в том, каким материальным кажется пространство сада в спектакле, хотя режиссер лишь условно, используя свет и тень, повторяет знаменитый кадр из фильма Рене).

Сцена из спектакля.
Фото — А. Брюханова.

Не случайна и фронтальная рассадка зрителей, максимально дистанцирующая их от «кубика Рубика» сцены. К тому же и стулья расставлены на расстоянии друг от друга так, что позволяют каждому смотрящему прожить ситуацию тотальной некоммуникабельности, обнаруживаемую на сцене.

Если фильм Рене — ода 1920-м (в частности, «Ящику Пандоры» Георга Пабста), то спектакль Волкострелова — оммаж стилевым доминантам 1950–60-х. Это мода на скандинавский дизайн в интерьере и ориентация на простоту фасона, лаконизм цвета дамских вечерних нарядов. Выходит так, что режиссерское сознание ставит эксперимент над сознанием реципиента, путая карты времени с помощью стилизации. Рене вуалирует современность побегом в знаковую эпоху «бурных 20-х», когда рождались шедевры экспериментального кино, а Волкострелов апеллирует ко времени создания фильма. Главной шарадой спектакля становится поиск времени. Вопрос «где?» (во Фридрихсбаде или Мариенбаде) уступает место вопросу «когда?», потому что «прошлый год» — характеристика, как известно, размытая. Но это одна из тех головоломок, решение которой требует больших временных затрат.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Брюханова.

Музыка в спектакле также играет со временем: напоминая об авангарде 60-х, она все-таки отчетливо современна, хотя и вписана в традицию электронного минимализма. Дмитрий Власик — не только полноправный сотворец сложной ритмической структуры «В прошлом году в Мариенбаде», но и гипнотизер, погружающий слушателя в состояние сродни трансу. В начале спектакля актеры за карточной игрой в такт раскладывают карты. В абсолютной тишине слышится только глянцевый звук соприкосновения карт с пластиком стола. Кажется, что звучание вещей — одна из важных тем спектакля. Это вновь реверанс в сторону создателей фильма, так как для автора сценария, оппонента идеологии глобального нарратива Алена Роб-Грийе, принципиально важно давать вещам говорить. Речевой фон спектакля воспринимается как часть музыкальной партитуры. Связи между жестом и звуком/словом здесь не всегда линейны. Показательна статуарная мизансцена, в которой героиня в красном застывает в движущемся из генератора тумане, а свет центрирует ее так, что она становится вещным элементом пространства. Однако радикальное отличие людей от вещей в том, что первые отбрасывают тени. Эта особенность фильма отражена в спектакле, где предметы освещаются так хитро, что мы почти не видим теней. Свет и звук формируют мистическое пространство спектакля, вроде бы наполненное бытовыми, но не функционирующими предметами. Это напоминает гонку за сновидениями немецких киноэкспрессионистов. На первый план визуального решения у них выходила игра света и теней, а пространство причудливо трансформировалось в зависимости от освещения.

Персонажи спектакля Волкострелова абстрактны, даже фигуративны. Интереснее наблюдать за тем, какие композиции режиссер выстраивает с их помощью, будто раскладывает пасьянс. Речевая партитура построена так, что почти всегда не ясно, какая именно фигура произносит текст. Создается впечатление произвольного озвучания немого кино. Голоса, речь бестелесны, они не кричат, не стонут — лишь монотонно произносят текст сценария, подвергнутый создателями спектакля деконструкции. За счет этого сознание подчиняется ритму спектакля, возникает заветное ощущение, что, оказывается, возможно уловить ускользающую красоту. Стоит только внимательнее вслушаться и присмотреться.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Брюханова.

Для жителя мегаполиса, очевидно, созерцание становится роскошью. Мы привыкаем к тому, что без-образно. Мы не ставим на паузу, мы в ритме. Демонстрируемый создателями спектакля тип искусства активизирует, казалось бы, утраченный навык вглядывания. Наше воображение и голос рассказчика наполняют деталями минималистично оформленное пространство. Речевые повторы и плавность движений актеров вводят в своего рода медитативное состояние, благодаря им можно увидеть специфический узор в дымке светового прожектора. Этот спектакль, если угодно, пытается схватить время за хвост. В этом смысле он рассуждает о возможности театра приблизиться к имманентному свойству кино «запечатлевать время» (так писал в известном эссе Андрей Тарковский).

Читать еще:  5 трендовых мужских стрижек, которые обязательно стоит попробовать в 2020 году

Ксения Перетрухина не так давно в одном из интервью призналась, что в театре ее интересует динамика. «В прошлом году в Мариенбаде» строится на сопоставлении статики и динамики. Согласно восточным учениям, движения не может быть без стояния на месте. И почти постоянно движущаяся «комната без стен», созданная художницей, со статичными предметами и людьми в ней — хороший сценический эквивалент такой диалектики.

Согласно режиссерскому замыслу, спектакль должен начинаться непринужденно, когда зрители еще в фойе. Голоса начинают звучать из динамиков холла Новой сцены, пара актеров неспешно спускаются со второго этажа по лестнице, мониторы показывают монохромные фотографии музейных объектов. Но бытовой диалог с билетером обрубает возможность погружения в магию театрального действия. В такой прелюдии к спектаклю создатели заявили о желании поиграть со зрителем, начав представление «на его поле». Однако актуализировать зрителя как полноправного участника игры им удалось позднее, в самом финале, когда постоянно движущаяся сцена остановилась и вновь стала плоской, когда внимание приковала мертвенная белизна одинокого стола, как бы говорящего, что ничего здесь не было и быть не могло, когда в силу вступило уже не воображение, а Ее Величество Память.

Модная революция в кино: какие фильмы переодели женщин в брюки и заставили нас не стыдиться футболок

Кадр из фильма «Энни Холл».

Вырядиться как герой киноленты сейчас можно за один поход в торговый центр. Но раньше, когда о такой свободе выбора только мечтали, процесс преображения проходил со скрипом, а новые предметы гардероба зачастую появлялись лишь благодаря фильмам. Схема проста: в новой ленте художник по костюмам придумывал образ, идеями кино вдохновлялись мировые дизайнеры и с новыми коллекциями все это благополучно шло в массы. Какие ленты устроили революцию в моде, на лекции в Московской школе кино рассказала историк костюма в кинематографе Анна Баштовая.

Пиджак с широкими плечами

(«Летти Линтон», США, 1932 год)

Кадр из фильма «Летти Линтон».

— Немногие знают, что в первых кинолентах примерно до середины XX века художники по костюмам одевали только женщин-актрис. Мужчины, бедненькие, зачастую снимались в своей же одежде, кто в чем из дома придет. Голливудский художник Адриан за свою карьеру нарядил героинь 262 (!) фильмов компании «Metro-Goldwyn-Mayer». В одной из них, «Летти Линтон» исполнительница главной роли Джоан Кроуфорд имела нестандартную фигуру: ее плечи были шире бедер. Что сделал бы любой другой художник по костюмам? Правильно, постарался бы зрительно сузить плечи и увеличить бедра. Но Адриан был не такой как все — он придумал наряд с широким верхом, создав таким образом V-силуэт, ставший культовым в 30-40 годах. Женщины используют его до сих пор, надевая жакеты и пиджаки с огромными плечами.

(«Касабланка», США, 1942 год)

Кадр из фильма «Касабланка».

— Плащ, который изначально носили военные и сотрудники спецслужб, приобрел суперпопулярность именно после выхода «Касабланки». А персонаж Хамфри Богарта в элегантном тренче и шляпе на долгие годы стал эталонным героем, которого потом копировали из фильма в фильм. Наш Смоктуновский в «Берегись автомобиля», например, предстает в этом же образе. Да и Харрисон Форд в «Индиане Джонс» — тоже отсыл к «Касабланке», только плащ превратился в рубашку-милитари. На эту тему есть забавная история. Форд, который много лет бегал в кадре в одном и том же образе, пришел на пробы в фильм о будущем, и здесь ему снова предложили облачиться в тренч и шляпу. Актер был в шоке: «Вы что, с ума сошли? Я надеялся хоть здесь наконец переодеться!».

(«Дикарь», США, 1953 год)

Кадр из фильма «Дикарь».

— Одна из главных ролей Марлона Брандо. В пятидесятые, после войны, наконец появляется кино для молодежи. Герой Брандо гоняет на мотоцикле и в кадре появляется в своей одежде. Кожаная куртка, кепка, очки — именно с этой ленты зародился классический образ плохого парня, а Марлон Брандо стал настоящей иконой среди байкеров. Повлиял он и на повседневную моду. Актер впервые появился в кадре в футболке без рубашки сверху, что для зрителя тех лет стало шоковой терапией. Футболки тогда были нижним бельём, и ходить в них мужчине — все равно что девушке появиться в бюстгальтере. Помните фильм «Назад в будущее», где герой из 80-х переносится в 50-е? Там героиня, глядя на его футболку с надписью Кельвин Кляйн, спрашивает: «Тебя зовут Кельвин?», и отмечает, что никогда не видела бардового белья с инициалами. Именно так и отреагировали бы в то время.

Пеньюар с перьями

(«В прошлом году в Мариенбаде», Франция, 1961 год)

Кадр из фильма «В прошлом году в Мариенбаде».

— Образы из этой ленты растащила по кусочкам вся модная индустрия. Фильм действительно получился стильным благодаря тесному сотрудничеству оператора и художника по костюмам. Они грамотно играли со светом и тенью, например, ярко подсвечивая в темноте лицо героини и ее серьги (с тех пор этот трюк стал излюбленным в рекламе ювелирных изделий), впервые стали снимать актеров в белых одеждах на белом фоне. Секрет в том, что художником по костюмам выступила сама Коко Шанель. Главную героиню, которая весь фильм разрывается между мужем и любовником, картинно страдая, великая Коко одела в халат, обрамленный крупными перьями. Мол, она как птица в клетке. Так что все последующие роскошные пеньюары — привет этому фильму.

Тюрбан и обноски

(«Серые сады», США, 1975 год)

Кадр из фильма «Серые сады».

— Это документальный фильм, и героини в нем абсолютны реальны. Мать и дочь — Большая Эди и Маленькая Эди, некогда состоятельная и уважаемая семья, оставшись без средств к существованию, много лет живет в заброшенном особняке. Маленькая Эди (которой в кадре уже около 50), раньше была моделью, грезила карьерой актрисы, отшила не одного голливудского миллионера. Но все пришлось бросить ради матери. И вот, когда в ветхом доме, заваленным хламом, в котором обитают кошки и скунсы, появляется съемочная группа, дочь встречает их в каком-то невероятном одеянии. Она без конца придумывает наряды из каких-то платков, надевает на себя несочетаемые обноски, а главное — из-за того, что рано полысела, заматывает на голове кофты, как тюрбан, подкалывая эту конструкцию крупной брошью. Стоит ли говорить, что премьера этого фильма произвела фурор в мире моды. С тех пор надеваешь тюрбан, многослойный наряд или разномастные предметы гардероба — и вот ты уже икона стиля.

Женские брюки со стрелками

(«Энни Холл», США, 1977 год)

— Классный фильм, удостоенный «Оскара» и максимально изменивший женский гардероб. Художник по костюмам Рут Морли придумала героиню, которая в кадре стала копией Вуди Аллена. В фильме он говорит своей партнерше: «Мне нравится, как ты одеваешься». И в этом ирония, потому что выглядят они одинаково: сорочки, жилеты, галстуки, классические брюки со стрелками. Сейчас это кажется нормальным, но в 70-е никто так не одевался, это считалось аморальным. Чтобы нарядить актрису в классические мужские брюки (а не клеши, например) и рубашки, Морли приходилось искать их по комиссионкам. Но работающим женщинам Манхеттена, а вслед за ними и всему миру, такой удобный стиль пришелся по душе. Именно после этого фильма для дам наконец стали шить брюки со стрелками и костюмы а-ля мужские.

Кожаный плащ в пол

(«Матрица», США, 1999 год)

Кадр из фильма «Матрица».

— Образы из этого фильма сегодня часто можно встретить на улицах и в модных журналах. Дело в том, что мода циклична — все возвращается через 20-30 лет. В конце девяностых «матричные» наряды, главный из которых — длинный кожаный плащ и темные очки — захлестнули мир, а в 2019-м они вернулись вновь. Интересно, что художница по костюмам Ким Баретт после выхода ленты возмущалась: «Достали с этим кожаным плащом, да где они там его увидели?». На самом деле плащ Нео был сделан из тонкий шерсти, чтобы красиво развевался на ветру.

Зонтики из фильма с Али Экспресс

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию».

— В фильме фантастическом американском фильме «Бегущий по лезвию» (1982 год) действие происходит в будущем — 2019 году. В кадре люди по улицам ходят с зонтами, у которых светятся ручки. Много лет об этом никто не вспоминал, а в прошлом году дизайнер Раф Симонс, когда делал коллекцию для Кельвина Кляйна, догадался выпустить коллекцию именно с такими зонтами. И уже на следующий день их китайские копии появились на Али Экспресс, и сегодня их может купить любой желающий. Так что в чем-то пророчество фильма все-таки сбылось.

В ПРОШЛОМ ГОДУ В МАРИЕНБАДЕ (1961)
ANNEE DERNIERE A MARIENBAD, L’

ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ

В РОЛЯХ

Delphine Seyrig . A / Woman
Giorgio Albertazzi . X / Stranger
Sacha Pitoeff . M / Escort / Husband
Francoise Bertin . Un personnage de l’hotel
Luce Garcia-Ville
Helena Kornel
Francoise Spira
Karin Toche-Mittler
Pierre Barbaud
Wilhelm von Deek
Jean Lanier
Gerard Lorin
Davide Montemuri
Gilles Queant
Gabriel Werner

ПАРАМЕТРЫ частей: 1 размер: 1492 mb
носитель: DVD-R
видео: 720×304 XviD 1804 kbps 23.976 fps
аудио: AC3 192 kbps
язык:
субтитры:

ОБЗОР «В ПРОШЛОМ ГОДУ В МАРИЕНБАДЕ» (1961)

«В прошлом году в Мариенбаде» («Прошлым летом в Мариенбаде», «Прошлый год в Мариенбаде»). Встречались ли А (Дельфин Сейриг) и Икс (Джорджо Альбертацци) прошлым летом в Мариенбаде? Икс утверждает, что встречались, и пытается убедить в этом А. Его собеседница уже почти убеждена, что встречались, но истину знает только статуя, под которой они встретились вновь (или впервые?) этим летом в Мариенбаде. В странном замке курортного Мариенбада странные люди играют в странные игры.

Читать еще:  Что такое брау-лифтинг и нужен ли он вашим бровям?

Мужчина и женщина, названные М и А, проводят отпуск. К ним присоединяется некто Х. Он говорит А, что они встретились год назад на курорте Мариенбад, и А обещала сбежать с ним от мужа, если он сможет подождать год. А утверждает, что такого не помнит.

Главный герой на протяжении всего фильма уговаривает героиню вспомнить их встречу прошлым летом на курорте в Мариенбаде. Или Карлсбаде. Или еще где-то, не важно. Важно то, что героиня начинает верить в то, что они встречались, а зритель, пытающийся следить за логикой рассуждения авторов фильма, окончательно запутывается.

Странные отношения Его и Ее разворачиваются в пространстве мрачного полутемного замка с его геометрически идеальными садами. Он уговаривает Ее вспомнить их встречу прошлым летом в Мариенбаде, Она же неизменно отвечает молчаливым отказом.

Действие разворачивается в французском отеле. Молодой человек пытается убедить девушку, что в прошлом году они уже встречались в саду Фредериксбурга. Но девушка не то, что не помнит этого человека, она даже не знает, была ли эта встреча в Фредериксбурге или Мариенбаде. Молодой человек описывает момент их встречи. Рассказывает, что она едва не отдалась ему, но передумала в последнюю минуту. Они тогда договорились встретиться здесь через год, чтобы проверить, как сильны их чувства… За основу намеренно взят расхожий сюжет, который намекает на наличие “любовного треугольника”. Женщину преследует Незнакомец рассказами о прежней любви в прошлом году в Мариенбаде, когда им противодействовал некто третий, наверно, Муж. Но в мире фильма всё относительно, существует в неизвестной системе координат, со смещёнными понятиями пространства и времени. Всё призрачно и нереально, словно в царстве мертвых. Единственной идеальной надеждой, путеводным лучом света в “краю тьмы” может быть только спасительная память, способная вызволить из тупика амнезии.

Ален Рене — классик современного кинематографа, мыслитель и формотворец, создатель нескольких безусловных шедевров мирового и авторского кино, вероятно, лучший представитель так называемой «Новой волны» французского кинематографа. Ассоциативно-авангардное кино, оригинальная новаторская для своего времени кинолента. Самый загадочный и зашифрованный фильм в истории кино. Смотреть трудно, вникать еще труднее, понять до конца невозможно.

ОСКАР, 1963
Номинация: Лучший оригинальный сценарий (Ален Роб-Грийе).
БРИТАНСКАЯ АКАДЕМИЯ, 1963
Номинация: Лучший фильм.
ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ, 1961
Победитель: Золотой лев.
ВСЕГО 2 НАГРАДЫ И 3 НОМИНАЦИИ.

Сценарий Алена Роб-Грийе — писателя, режиссера, сценариста, литературного теоретика и изобретателя французского «нового романа». Фильм стал одним из главных авангардных экспериментов французской «новой волны». Его композиция признана образцом герметичного, формалистского кино, хотя по жанру это обычная лав-стори.
В фильме нашли отображение новейшие физическое теории того времени: принцип неопределенности Гейзенберга и эффект зависимости объекта наблюдения от наблюдателя. В этом смысле можно говорить и о научно-фантастической составляющей этой картины. Также считается, что предметом вдохновения Алена Роб-Грийе был научно-фантастический роман аргентинского писателя Адольфа Бьой-Касареса «Изобретение Мореля», 1940 года.
Костюмы Коко Шанель и одна из лучших работ оператора «новой волны» Саша Верни.
Съёмки фильма проходили в Париже.
Несмотря на то, что в своём предисловии к изданному в виде книги сценарию Ален Роб-Грийе заверяет, что города «Мариенбад» никогда не существовало на карте, Мариенбад существует и сейчас. Это город-курорт в Чехии, и местные жители называют его «Марианске Лазне».
Самый знаменитый кадр фильма — вид на парк, открывающийся героям при выходе из отеля: люди неподвижно стоят на широкой дорожке, проходящей через парк, и отбрасывают длинные тени, в то время как ни у деревьев, ни у статуй нет теней. Съёмка велась в яркий солнечный день, а для создания этого сюрреалистического эффекта тени людей были попросту нарисованы на земле.
Важное место в сюжете фильма занимает математическая игра НИМ; отрывки из фильма используются как иллюстрации этой математической игры. «В этом довольно загадочном кино в загадочную игру НИМ с начальными условиями 7-5-3-1 играют дважды.» — Oliver Knill, «Math in Movies»
На одной из пресс-конференций, посвященной выходу фильма, на вопрос «Встречались ли герои прошлым летом?» один из создателей картины ответил «да», а другой — «нет».
Визуальный ряд и персонажи картины были использованы в клипе «To The End» (1994) британской группы «Blur». Видео представляет собой переснятые сцены из фильма Алена Рене, сопровождаемые абсурдными английскими субтитрами. В роли Икс в клипе снялся вокалист «Blur» — Дэймон Элбарн.

Невразумительный по содержанию, но в свое время наделавший шуму по форме, сложный для восприятия, но и сейчас интересный в зрительном плане, фильм рассказывает о встрече Албертацци с ничего не понимающей, ошеломленной Сейриг, которой он говорит, что они были знакомы «в прошлом году в Фредерикбаде или, возможно, в Мариенбаде». Текст (сценарист Ален-Робб Грилье) насыщен изящными словами, нанизанными друг на друга скорее для сочетания мелодического эффекта их звучания с музыкой и прекрасной операторской работой Саша Вьерни в черном и белом. Меня все эти эстетские выверты сейчас, в 43 года, когда есть такие работы, как «Небо над Берлином» и «Так далеко, так близко!» Вима Вендерса, оставляеют равнодушным, хотя в юности я от всего этого «торчал». Мне уже мало экспериментов с формой, хочется, чтобы за этим что-то стояло. А это все удел художественной фотографии. (Иванов М.)

Экзистенциальная притча. Этот фильм в момент своего появления вызвал бурю споров, массу противоречивых оценок — от восторгов до полного неприятия, став на какое-то время чуть ли не нарицательным при определении заумно-интеллектуального (как писали на Западе) или буржуазно-элитарного (так считали у нас) кинематографа. Например, ошибочный вариант перевода «Прошлым летом в Мариенбаде» даже спровоцировал отечественного драматурга Александра Вампилова на демонстративно спорящую перекличку заголовка его пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Вторая игровая картина 39-летнего французского режиссёра Алена Рене снята им по сценарию одного из основоположников «нового романа» Алена Роб-Грийе, затем тоже переквалифицировавшегося в постановщики, и, несомненно, оказала в дальнейшем весьма значительное влияние на мировой кинематограф благодаря своим оригинальным поискам и открытиям в области киноязыка. Многие из новаций, предложенных Роб-Грийе и Рене, всё равно были восприняты и усвоены деятелями кино. Поэтому для современного зрителя естественно более спокойное отношение к вероятностному и амбивалентному развитию действия — когда всё возможно, а любая версия сюжета и его трактовка даже закономерны. И вообще лента «В прошлом году в Мариенбаде» чрезвычайно открыта для процесса сотворчества и собственного постижения её сути. За основу намеренно взят расхожий (можно сказать, «арифметический» и вовсе даже не «алгебраический», вопреки гипотетическим обозначениям героев как А, Х и М) сюжет, который вроде бы намекает на наличие «любовного треугольника». Женщину преследует Незнакомец рассказами о прежней любви в прошлом году в Мариенбаде, когда им противодействовал некто третий, наверно, Муж. Но в мире этого фильма всё относительно, существует в неизвестной системе координат, со смещёнными понятиями пространства и времени. Всё кажется призрачным и нереальным, словно в царстве мёртвых. А единственной идеальной надеждой, своеобразным путеводным лучом света в «краю тьмы» может быть только спасительная память, которая способна вызволить из некоего тупика амнезии (и это — один из постоянных мотивов творчества Алена Рене). Но вполне возможна интерпретация данного произведения на более философском, феноменологически-онтологическом уровне. Ведь кинематографу как бы изначально присуща сновиденческая, галлюциногенная природа, что позволяет зрителям во время просмотра словно проникать в инобытие или в хранилище общей духовной жизни человечества. Трансцендентным оказывается не только то кино, которое обращено непосредственно к Духу. Известный многим приём «фильма в фильме» может приобретать четвёртое измерение в плоскости «кино в кино», образуя пространство «неэвклидовой геометрии». В этом смысле «В прошлом году в Мариенбаде» является непостижимо удавшимся прозрением о запредельном кинематографе, где образы, которые порождены кинокамерой, как бы постоянно материализуются из безвоздушного пространства и встречаются с такими же кинообразами, вновь создающимися непосредственно в момент проекции. Всё есть кино, отражение отражений, сон во сне. И так называемая вторая реальность становится не просто первой, а единственной, повторяемой в жизни в зависимости от частоты просмотров. На самом деле, мы не живём, а существуем в вечной ситуации дежа вю, уже виденного-перевиденного, каждый год случающегося в Мариенбаде или где-то ещё. Кино — зеркало, в котором мы узнаём свои предшествующие сущности, другие ипостаси. Лента Рене, являясь образцом многажды обруганного «чистого, формального искусства», действительно уникальна по стилистике, характеру кинематографического мышления, художественному ритму. Изумительный оператор Саша Вьерни использует столкновение чёрного и белого цветов, четко выстроенные, почти геометрические композиции и виртуозно владеет камерой, демонстрируя потрясающие панорамы и трэвеллинги. Картина «В прошлом году в Мариенбаде» не без художественного скандала получила главную премию в Венеции. Но самой большой неожиданностью следует считать то, что будучи отвергнутой на предварительной стадии оскаровской номинации за лучший иноязычный фильм 1961 года, всё-таки попала на следующий год в другую категорию «оригинальный сценарий». Претендентом был Ален Роб-Грийе, пусть и проиграл авторам более понятной адюльтерной истории «Развод по-итальянски». (Сергей Кудрявцев)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector